Приступим к самому важному – пересечению границы. Попасть на машине в Финляндию можно различными путями. В Центральную Финляндию (и в Ювяскюля, в частности) короче будет ехать через финский приграничный город Лаппенранта (Lappenranta). Соответственно, границу надо пересекать через контрольно-пропускные пункты «Брусничное» (российская сторона) и Нуийамаа (Nuijamaa – финская сторона). Не надо ломиться в сторону Хельсинки (Торфяновка-Ваалимаа) – накатаете под сто лишних километров.
Есть еще КПП «Светогорск» (с финской стороны – «Иматра»), но этот пункт пересечения границы находится дальше от Выборга и Лаппенранты, и более удобен для жителей Карелии, едущих не из Выборга. Если вы впервые в Выборге и слегка потеряли географическую ориентацию – спросите любого местного водителя, он вам пальцем покажет, куда рулить, там ничего сложного. Лично я, если вдруг «закружился», то просто начинал ехать «по солнцу» в примерном направлении и обязательно попадал или на уже знакомую улицу, или прямиком к вокзалу, откуда выехать – пара пустяков. Да и не было надобности куда-то ездить с привокзальной площади, разве что в большой супермаркет. Магазины «24h» рядом, кафе – рукой подать, заправка – есть обычная, и «Несте» (для любителей более качественного бензина). В принципе, в Выборг можно вообще не съезжать с трассы, а прямиком рулить в приграничную зону.
Въезд в приграничную зону начинается после пересечения Сайменского канала с небольшого КПП, где у вас посмотрят паспорта (приготовьте их заранее, чтобы не задерживаться). Ничего особенного, просто проверка на предмет того, имеете-ли вы право вообще въехать в этот район. Наличие загранпаспортов с визами – более чем веское основание. Если вы не заправились ранее – то одна заправка есть сразу после этого КПП, другая – километров через десяток (это всё ещё на российской стороне). Дорога там очень узкая и извилистая (ограничение «60»), лучше не гонять, особенно зимой. Ближе к самой таможне дорога пересекает Сайменский канал два раза, через разводные мосты (там шлюзы для водоплавающего транспорта) – будьте осторожнее. Мосты очень узкие, с приоритетом направления движения. Две легковушки разъедутся, а вот с грузовиками лучше не спорить. Плюс еще одна малоприятная особенность: очередь из «дальнобойщиков» может протянуться от таможни на несколько километров, грузовики займут половину дороги, и вам прийдется остаток пути аккуратно ехать по встречной полосе, прижимаясь вплотную к справа стоящим фурам.
Длина очереди на российской таможне – величина плохо предсказуемая. Наиболее нагруженными получаются вечер пятницы (все ломятся отдыхать, причём – в обе стороны), и на вечер воскресенья (все возвращаются). Перед большими праздниками (особенно если у финнов эти праздники совпадают с российскими) вероятность застрять в очереди увеличивается в разы. С другой стороны, трафик минимален в утро любого буднего дня (видимо – все на работе) и в воскресное утро (мало кто рискует приезжать на финскую таможню с отчётливым перегаром). Внимание: если у вас в машине есть дети возрастом до 1 года (возможно даже до трёх лет, точно не знаю), то вы имеете право пройти таможенный досмотр на российской стороне вне очереди. Более точно ситуацию на таможенных пунктах с российской стороны можно посмотреть на установленных вебкамерах. Ну а как вести себя с людьми при исполнении – вы и сами прекрасно знаете. «Улыбаемся и машем», как пингвины из популярного мультфильма. Шутки на любой таможне понимают очень плохо.
После успешного прохождения досмотра и посещения двух магазинов «tax-free» вы попадаете на последний российский КПП, где у вас просто проверят наличие штампов о прохождении пограничного контроля. Далее уже Финляндия. Не так давно финны выстроили новый контрольно-пропускной пункт, и теперь очередей у них практически нет. Хотя людей в форме практически не видно. Как это у них получается – ещё одна загадка.
С этим новым финским пограничным пунктом случилась одна стандартная российская хохма. Финны – народ пунктуальный, выстроили всё точно в сроки, собрались запускать… а дороги с российской стороны и нет. Разразился скандал, господа россияне потом этот новый участок шоссе ударными темпами в три смены лепили так, что лес гудел.
Итак, мы как раз проехали этот стахановский отрезок пути. При въезде на территорию финского пограничного пункта стоит ограничение 20 км/ч. Сильно рекомендуется требования именно этого знака выполнить точно, так как там стоит фотокамера, которой надо зафиксировать ваше авто и номера на нём. Вспышка ярко-жёлтая (противотуманная), не пугайтесь, вы ничего не нарушили, фотографируют всех подряд (сзади). Далее следуйте указаниям знаков и светофоров (все очевидно и наглядно, любой разберётся).
При прохождении финского пограничного контроля для себя рекомендуется выбрать нордический стиль поведения: не суетиться, не лезть, не спешить, громко и много не хохотать, быть серъезным. Эти шуток вообще не понимают. Обычно, дело ограничивается парой вопросов и проверкой паспорта. Хотя могут избирательно напустить на ваше транспортное средство антинаркотическую собаку, обшарить на предмет нелегальной водки и сигарет салон, багажник и капот (да-да, запросто). Сделайте каменную физиономию, показывая, что вам все эти досмотры по-барабану, так как вы честный человек.
Очень важно знать то, что русский язык финские пограничники знают очень хорошо, несмотря на то, что говорят медленно и с жутким акцентом. Говорить им по-русски и правда очень трудно (а может и хитрят), но понимают практически всё. Избегайте неосторожных шуток в их адрес, в адрес Финляндии вообще, даже при общении со своими друзьями около машины. Мне рассказывали случай, когда с одним товарищем ехал молодой (и глупый) парень. Этакая вымахавшая недоросль. На подъезде к финскому пункту (еще старому) высунулся в окно и, весело гыгыгкая, вопросил: «Ну и где тут эти клоуны?». Смирно стоявший до этого в тени здания замученный летней небывалой (+25 градусов) жарой финский служивый (далековато, кстати, был) услышал всё это, разобрал, понял что к чему (!), «вышел из сумрака» и молча, не меняя выражения лица, показал пальцем на путь возврата в Россию. И хорошо, что без последствий (занесений в базу данных и прочее) – товарищ потом проехал через пункт Торфяновка-Ваалимаа, ограничился только лишними накатанными километрами.
Не забываем про страховку на транспортное средство. Она обязательна. Если у вас её нет – финны предложат приобрести её на месте. Разумеется – по «особым» расценкам. Недавний случай (на новогодние праздники 2009-2010): чтобы сутки поколесить по новогодней Финляндии пришлось отдать за страховку 100 евро.
Об авторе