Если вы долго простояли на границе и хотите перекусить, то лучше это сделать около Лаппенранты (а точнее – перед ней). Там по пути попадется большой комплекс типа «магазин-кафе-заправка» под названием «ABC Viippurinportti». Между Лаппенрантой и Миккели все подобные точки на ночь закрываются. Следующая круглосуточная точка «Neste» попадется уже почти перед самым Миккели. А далее – только уже почти в Ювяскюля. Так как дорога между Лаппенрантой и Миккели весьма извилиста и с ограничением по скорости «80», в непогоду зимой ехать будете эти несчастные 120 километров часа два, не меньше.
Часто замечал, что некоторых «крутых перцев», бодро обогнавших меня, как стоящего, в погранзоне перед русской таможней (ограничение скорости «60») и, разумеется, вставших в очередь раньше, потом нагоняю буквально в пятистах метрах от выезда с финской таможни, где они, растеряв свою крутость, почему-то тащатся не более 70-ти километров в час, при ограничении «80». Смею вам сообщить, дорогие мои, это вас характеризует весьма однозначно и однобоко. Такое «принижение» скорости – тоже крайность. В Финляндии принято ехать в потоке. Если вы превысите скорость на 5 км/ч, то вам за это ничего не будет. Если будете ехать вместе со всеми 90 км/ч под знак «80» — тоже ничего страшного, местная полиция не будет выцеплять именно вашу машину из «состава» в десяток транспортных средств.
И «я ехал в потоке вместе со всеми» — хорошая отмазка в случае, если вы реально превысили и попались. Даже в местных автошколах учат, что не надо собирать за собой паровозы из раздражённых вашей тихоходностью водителей, это гораздо хуже, так как обгон (особенно резкий и с эмоциями) – более опасная штука, чем простое превышение скорости. Также не надо ехать постоянно по левой полосе с «принижением», можете элементарно получить «в зад», особенно зимой. Финны стараются даже в случае двух рядов в одном направлении ехать по правому, а более тихоходный транспорт обходить по всей науке – с перестроением, поворотниками и возвратом обратно на правую полосу. Если из-за рядом идущего грузовика выскочит такой «обгоняющий», идущий на высокой скорости, то знайте – он не предполагает, что на левой полосе едет что-то еще более тихоходное.
Также принято из вежливости слегка притормаживать выпускать въезжающих на трассу с разгонных полос, особенно зимой, когда скользко, и возможности по разгону и торможению сильно ограничены. Поступайте также, и ждите подобного от тех, кто впереди вас.
В любом случае, чем равномернее вы едете – тем лучше. Финны привыкли к такому стилю езды, и у них есть странная привычка утыкаться вплотную к впередиидущему, намекая на слишком низкую скорость последнего, и/или о готовности обогнать. Если вам вдруг резко захочется повернуть налево с неожиданным торможением – результат предсказуем. С другой стороны, вы тоже можете намекнуть, что такое поведение вам досаждает: в момент наиболее короткой дистанции коснитесь слегка педали тормоза (чтобы сработали тормозные огни), показав тем самым своё стойкое нежелание и невозможность ехать быстрее. «Прилипала» отскочит, как ошпаренный.
Дороги в Финляндии обычно извилисты и изобилуют подъёмами и спусками. Хоть грузовики тут мощные и в хорошем состоянии, в большинстве своём бегают резво, но иногда надо их обгонять. Гружёные фуры крайне тяжело карабкаются на крутые местные горки. Но на подъёме обгонять опасно и запрещено правилами, разметкой и знаками. Идеальный вариант – дождаться специального расширения дороги, так называемой «обгонного участка», где можно проскочить вперед без выезда на встречку. Только вот беда, на маршруте Лаппенранта-Миккели-Ювяскюля такой участок только один, а грузовиков много даже ночью. Если будете обгонять на спуске, учитывайте, что тяжелый грузовик разгоняется также быстро, как и замедляется на подъёме. Да и водитель тяжеловоза старается набрать на спуске больше скорости, чтобы без проблем заползти на следующий подъём. Поэтому – старайтесь побыстрей и чуть более осторожно оценивайте дистанцию до встречных автомобилей.
Полиция в Финляндии крайне редко сидит с радарами «в кустах», но и такое бывает. Правда, обычно только в черте города и на второстепенных дорогах. На основных трассах может встретиться самая неприятная штука. Едет машина (или стоит на автобусной остановке) вполне себе гражданского вида, но с соответствующей аппаратурой. А километра через два – уже нормальный полицейский микроавтобус с мигалкой, который и тормозит всех нарушителей, кого выявила первая машина. Особенно этим опасны дороги около Лаппенранты и в Хельсинки.
Таксисты – те ещё сознательные граждане (неполиткорректно выражаясь – попросту «стукачи»). Хорошо это, или плохо – вопрос вторичный. Будьте уверены, что грубое нарушение правил тут же будет передано по средствам связи ближайшему полицейскому участку. Более того, местные служители закона, в соответствии с нордическим характером, не будут гоняться за вами по всей Финляндии, весело моргая мигалками. Для финских автомобильных номеров они всегда могут узнать адрес и телефон владельца машины. Думаете – российские номера вгонят их в ступор? Ага, уже вогнали. На границе всех спрашивают: «Куда едъетте?». И вы, разумеется честно, отвечаете: «В Ювяскюля, гостиница такая-то, вот путёвка», или «К приятелю на праздники – вот приглашение». Иначе вас и не пустят, кому нужен формально бездомный автотурист? Так вот, гоняться никто не будет, просто запросят у пограничных служб ваш пункт назначения и мирно будут дожидаться вас на стоянке около дома (гостиницы, кемпинга и т.п.).
Товарищ ехал, причем на машине с финскими номерами, и стал слегка подзасыпать. Что привело к некоторому вихлянию автомобиля. Какой-то таксист (более того, это мог быть даже простой обыватель на личном транспорте) «просигнализировал» о подозрительном стиле езды куда надо. На стоянке возле дома, около парковочного места уже стоял наряд полиции, представитель которого вместе с «добрый вечер» сразу и протянул алкометр, недвусмысленно намекая на необходимость окончательного решения возникшего вопроса. На приборе высветились нули, стражи порядка подобрели и завели пространный разговор, сочувствуя уставшему водителю, извиняясь и задавая различные вопросы. Это, понятное дело, не глупая болтливость скучающих служащих, а своеобразная проверка на адекватность восприятия и наркотики, так как алкотестер не выявляет наркотическое опьянение. Поэтому – не раздражайтесь и не нервничайте. Не вздумайте сказать, что вы ночь не спали и после этого уже 12 часов за рулём! Это тоже нарушение! Ребята и девчата находятся при исполнении и работают, в данный момент, с вами лично. Местная полиция вальяжна и нетороплива, просто так вы им абсолютно по-барабану и от безделия вам трепать нервы никто не будет.
Если вы вдруг сзади заметили моргающую синими огнями «люстру» и услышали характерный вой сирены – не дёргайтесь, а присмотритесь. Возможно это вообще скорая помощь куда-то несётся. Или даже полиция, но не за вами, а по своим делам. По финским правилам вы обязаны немедленно уступить дорогу, приняв вправо, насколько это возможно и остановившись. Пропуская машины экстренных служб на узких городских улицах можно даже вскарабкаться на тротуар, ничего вам за это не будет, пропустить скорую и полицию на место аварии гораздо важнее. Если же полиция захочет остановить лично вас, то в дополнение к «люстре» включится еще особый моргающий красный фонарь, вы его обязательно заметите, свет от него направлен вперед. Примите вправо, остановитесь, где удобнее и ждите, они сами подойдут. Выбегать с машины и суетливо искать по карманам документы не нужно, вполне возможно, что вам просто предложат «дыхнуть» и посмотрят, кто сидит в салоне.
Важно помнить, что все находящиеся в машине должны быть пристёгнуты, а малолетние дети – зафиксированы в своих детских креслах.
Если вы неопытный автотурист и едете на машине в Финляндию первый раз, то рекомендую также прочитать несколько статей про заправку машины в Финляндии. Если у вас дизель, не забудьте зимой заправиться зимним видом дизельного топлива. Погода в Питере и Ювяскюля может кардинально отличаться (обычно – в сторону минуса).
Счастливого вам пути, ни жезла, ни гвоздя.
Об авторе